Моё восприятие Грига – романтика в хорошем смысле этого слова и светлая грусть
Эдвард Григ родился 15 июня 1843 года в Бергене.
Интересен тот факт, что Берген считается самым дождливым городом в мире, дождь там идёт 300 дней в году и поэтому жители города не расстаются с зонтиками и дождевиками.
Но Берген во времена Грига кроме дождей славился своей богатой культурной жизнью и национальными художественными традициями.
В Бергене начинали свою театральную деятельность Генрик Ибсен и Бьёрнстьерне Бьёрнсон; в этом городе родился и долго жил Уле Буль.
Григ родился в обеспеченной семье. Его прадед по отцовской линии, перебравшийся в Берген из Шотландии около 1770 года, какое-то время исполнял в Бергене обязанности британского вице-консула. Дед Джон Григ, так же был вице-консулом и, играл в бергенском оркестре. Женился он на дочери Нильса Хаслунна главного дирижёра этого оркестра.
Отец композитора, Александр Григ, был вице-консулом уже в третьем поколении.
Мать Эдварда Гесина Григ, девичья фамилия - Хагеруп, была талантливой пианисткой, играла на фортепиано, а вокалу она училась в Арфелоне у Альберта Метфесселя, выступала не только в Бергене, но и в Лондоне, исполняя сочинения Моцарта, Фредерика Шопена и некоторых других авторов.
Именно мать привила Эдварду любовь к музыке, которой с детства обучала своих сыновей и дочерей.
Профессиональное музыкальное образование получил и старший брат Эдварда Джон, который окончил Лейпцигскую консерваторию по классу виолончели у Фридриха Грюцмахера и Карла Давыдова.
Эдвард впервые сел за фортепиано в четыре года, а а в двенадцать лет Григ написал своё первое произведение для фортепиано.
Когда Эдварду было 15 лет, в гости к его родителям пришёл знаменитый в то время норвежский скрипач Уле Булл, которого называли «норвежским Паганини». Услышав исполнение первых произведений Эдварда, Булл впал в задумчивость, А по завершению игры юного композитора, скрипач побеседовал с родителями мальчика, и уговорил их отправить сына в Лейпциг, в консерваторию, основанную Мендельсоном в 1843 году, чтобы мальчик получил хорошее музыкальное образование.
Эдвард успешно сдал вступительные экзамены в консерваторию и в 1858 году приступил к обучению.
Григ был требователен и к себе и к преподавателям. Так он мог обратиться к руководству консерватории и попросить заменить ему преподавателя.
Видя талант и прилежание Грига, руководство пошло ему навстречу и из класса Луи Плайди его перевели в класс Эрнста Фердинанда Венцеля. Наставниками Эдварда были К. Рейнеке по композиции, Э. Венцель и И. Мошелес по фортепиано, М. Гауптман по теории.
В консерватории Григ расширил музыкальный кругозор, близко познакомился с европейской культурой, овладел профессиональной техникой..
Эдвард не только учился, но и посещал множество концертов, в частности концертный зал «Гевандхауз», где исполнялась музыка Моцарта, Вагнера, Шумана, Бетховена и других композиторов.
Лейпцигскую консерваторию Эдвард Григ окончил в 1862 году с отличными оценками и хвалебными рекомендациями.
После консерватории Григ ненадолго вернулся в родной город. Но на этот раз его пребывание в Бергене было коротким.
В 1863 году Григ поселился в Копенгагене, который в то время был центром музыкальной жизни всей Скандинавии и продолжил совершенствовать своё композиторское мастерство под руководством известного датского композитора Н. Гаде.
В Копенгагене в 1863 году Григ написал «Поэтические картинки» - шесть пьес для фортепиано, выпущенные как опус 3. В этих пьесах Григ начал воплощать свою мечту о возрождении национальной скандинавской культуры. В 1864 году в Копенгагене Григ вместе со своим другом композитором Р. Нурдроком создал музыкальное общество «Евтерпа», целью которого было желание познакомить общественность с творчеством молодых скандинавских композиторов.
В это время музыкант писал и выпускал различные музыкальные произведения. В Копенгагене Григ познакомился и подружился с Гансом Христианом Андерсеном и написал романсы на несколько его стихов.
В Копенгагене Григ встретил и свою двоюродную сестру по матери Нину Хагеруп, с которой они вместе росли в Бергене. Но в возрасте восьми лет девушка переехала с родителями в Копенгаген, повзрослев она, благодаря своему прекрасному голосу, классическому, мелодичному сопрано, стала певицей.
Её голос очаровал композитора. На Рождество 1864 года Григ сделал Нине предложение. Но родственники были возмущены их будущим союзом и не приняли его. Молодые в 1866 году переехали в Осло. А в 1867 году они всё-таки поженились.
Их брак кроме всего прочего был ещё и творческим союзом.
Нина исполняла песни и пьесы на музыку Грига.
Чтобы обеспечить себя материально супруги путешествовали по Европе, давая концерты. Оба они много трудились. Время от времени Григ дирижировал, давал уроки игры на фортепьяно.
В 1868 году Григ создал фортепианный концерт, который стали называть гимном Норвегии.
В 1868 году у супругов родилась дочь. Назвали девочку в честь отца Эдварда Александрой. Но, к сожалению, она умерла в годовалом возрасте от менингита. Оба супруга тяжело переживали потерю ребёнка, эта утрата легла тенью на всю их последующую жизнь.
Григ и Нина продолжили концертную деятельность, но особого успеха не было, и Григ столкнулся с депрессией.
В 1870 году в Риме Григ встретился с Листом.
До этого Лист, принявший сан аббата, жил в Риме, но лично Грига он не знал. В конце 1868 года, он услышал его Первую скрипичную сонату и был поражён и восхищён её свежестью, новизной. После чего послал Григу восторженное письмо.
Это письмо сыграло огромную роль в жизни Грига, оказав ему вовремя моральную поддержку и вернув веру в себя.
И вот, наконец, состоялась их личная встреча.
Лист высоко оценил недавно законченный фортепианный концерт Грига, сказав ему: «Продолжайте в том же духе, это я вам говорю. У вас есть для этого данные, и не давайте себя запугать!»
Это напутствие великого и благородного Листа было настоящим бальзамом для души композитора и вернуло Григу веру в себя.
Григ принял эти слова, как благословение.
В 1872 году композитора избрали членом Шведской музыкальной академии.
В 1874 году правительством Норвегии Григу была назначена пожизненная государственная стипендия, которая позволила композитору сократить концертную и педагогическую деятельность в Осло и чаще выезжать в Европу.
Григ, который был почитателем поэтических произведений Генрика Ибсена, в особенности его «Пера Гюнта», получил от норвежского поэта предложение о сотрудничестве. В результате была написана музыка к драме «Пер Гюнт», одна из самых известных увертюр написанных Григом. Она пользовалась популярностью во многих городах Европы, а в Норвегии она исполнялась и на эстрадных концертах и на домашних.
Произведения Грига печатали в одном из самых солидных немецких издательств.
В 1889 году Григ стал членом Французской академии изящных искусств, в 1893 году — почётным доктором Кембриджского университета, а в 1906 году — Оксфордского.
Наступившее материальное благополучие позволило композитору отказаться от концертной деятельности и вернуться в Берген. В его окрестностях на вилле «Трольхауген» - «Холм троллей», где композитор поселился в 1880 году, а с 1885 года жил постоянно, Григ посвятил себя творчеству.
Живя в деревенской глуши, композитор общался с простыми людьми – крестьянами, лесорубами, рыбаками. Любил он гулять в горах.
В письмах друзьям Григ вдохновенно описывает первозданную природу Норвегии, в том числе и горы.
В уединении в «Трольхаугена» были созданы две оркестровые сюиты «Пер Гюнт», струнный Квартет соль минор, сюита «Из времен Хольберга», новые тетради «Лирических пьес», романсы и вокальные циклы.
Григ руководил концертами бергенского музыкального общества «Гармония», первый фестиваль норвежской музыки был организован в 1898 году.
Григ был заядлым рыбаком, вместе с друзьями он часто выезжал на природу. Среди друзей Грига, любителей рыбалки, был и знаменитый дирижёр Франц Байер.
Но, к сожалению, от сырого климата родного Бергена у Грига обострился плеврит, который впервые появился у него ещё в консерватории.
Теперь же он грозил перерасти в туберкулёз.
Примерно в это же время у Грига появились разногласия с женой. В 1883 году она ушла. Целых три месяца композитор жил один, а потом прислушавшись к совету своего друга музыковеда Франца Бейера, помирился с женой и согласился уехать из Бергена.
В январе 1888 года в Лейпциге Григ познакомился с русским композитором Петром Ильичом Чайковским, и они почти сразу же подружились. Пётр Ильич объяснял эту глубокую приязнь -«несомненным внутренним родством двух музыкальных натур». Он писал Григу - «Я горжусь, что заслужил Вашу дружбу».
Чайковский был искренне восхищён своеобразным стилем Грига, свежестью и уникальностью его музыки.
Он так писал об этом: «Григ сумел сразу и навсегда завоевать себе русские сердца».
Григу Чайковский посвятил увертюру «Гамлет».
В 1893 году оба композитора одновременно были удостоены почётных званий докторов Кембриджского университета.
Завершением творческого пути Грига стали созданные им в 1906 году Четыре псалма на старинные норвежские мелодии для баритона и смешанного хора a cappella.
В своём музыкальном творении композитор слил воедино прекрасную природу родной Норвегии, её духовность, фольклор, прошлое и настоящее.
Сам Григ писал об этом так: «Я часто мысленно обнимаю всю Норвегию, и это для меня — нечто самое высокое. Никакой великий дух нельзя любить с такой же силой, как природу!»
В последние годы жизни Григ опубликовал лиричную автобиографическую повесть «Мой первый успех» и программную статью «Моцарт и его значение для современности». В них композитор выразил своё творческое кредо.
После того, как супруги соединились и покинули Берген, они снова стали гастролировать, но, увы, здоровье композитора становилось всё хуже.
Объехав почти все Европейские столицы, Григ собирался дать очередной концерт в Лондоне. Приближалась осень. Ожидая корабль, они с Ниной остановились в Бергене в маленьком отеле. И в это время у Грига случился новый приступ и вместо корабля он попал в больницу.
4 сентября 1907 года Григ скончался от туберкулёза в своём родном Бергене.
Его смерть была настоящим шоком для норвежцев. По всей стране был объявлен национальный траур.
По завещанию Грига прах его был похоронен на берегу в скале над фьордом, недалеко от его виллы. Там же потом была похоронена и его жена Нина Хагеруп.
Позднее там был основан мемориальный дом-музей Грига.
Григ большое внимание уделял песням и романсам. При жизни композитора было опубликовано более 600 произведений и около двадцати посмертно. Вокальные сочинения Грига были написаны на слова норвежских, датских, иногда немецких поэтов.
Нет сомнения в том, что «Лирические пьесы» и романсы Грига стали вершинами музыки второй половины XIX века.
В наше время творчество Эдварда Грига высоко ценится не только в Норвегии, но и далеко за её пределами, став достоянием мировой культуры.
«В его музыке, проникнутой чарующей меланхолией, отражающей в себе красоты норвежской природы, то величественно широкой и грандиозной, то серенькой, скромной, убогой, но для души северянина всегда несказанно чарующей, есть что-то нам близкое, родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий, сочувственный отклик... Сколько теплоты и страстности в его певучих фразах, сколько ключом бьющей жизни в его гармонии, сколько оригинальности и очаровательного своеобразия в его остроумных, пикантных модуляциях и в ритме, как и все остальное, всегда интересном, новом, самобытном! Если прибавить ко всем этим редким качествам полнейшую простоту, чуждую всякой изысканности и претензий... то неудивительно, что Грига все любят, что он везде популярен!..».
(Пётр Ильич Чайковский).
< Предыдущая | Следующая > |
---|